Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Особенности возраста

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, т.ж. добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и детского сада. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития. 

С момента перехода малышей, от отношений в стенах дома к жизни в коллективе дошкольной группы, жизнь их заметно изменяется. Возникает и развивается умение участвовать в сюжетно-ролевой игре, включаются в регулярную и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении индивидуальных и коллективных поручений. В этот период ребята усваивают новые, более сложные для них правила, корректирующие их поведение, взаимоотношения с окружающими их взрослыми и ровесниками. 

Поэтому одной из главных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. У детей следует формировать умение делать самим то, что соответствует их жизненному опыту и является посильным для них. Получая опыт самостоятельности, малыш уже не только может обслужить себя (умываться, одеваться, раздеваться, складывать одежду, держать ложку), но и получает способность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место книги, игрушки), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. самостоятельно управлять своим поведением. 

К трем годам наблюдаются качественные изменения в росте самостоятельности, что позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других. 

Создавая условия для индивидуальной и совместной деятельности малышей, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне, ровесникам). Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей данного возраста, т.е. показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям. В обществе детей ребенок учится, соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии.

К тому же маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. В связи с этим, у детей в возрасте от двух до трех лет уже можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям контролировать свои импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам. 

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями. 

Поскольку дети младшего возраста способны выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствуясь в своем поведении правилами, они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает взрослого организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить положительную оценку окружающих, формировать и нравственные мотивы — быть нужными другим (сверстникам, взрослым). 

Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него. 

Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у ребят очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других. 

Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным. 

Воспитанники младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно. 

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Что нужно учитывать в процессе воспитания детей?

Правильная организация воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

1. Все в меру.

Это означает, что ребенка нельзя заставлять выполнять поручения насильно и нагружать непосильными для него заданиями.

2. Каждой трудности - по разу.

Чтобы процесс воспитания не был монотонным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Кроме того, что это сделает процесс приобщения к социуму интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

3. Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к какой-либо деятельности следует четко поставить ему результаты работы.

4. Разбудить интерес.

Кроме мотивации для усвоения норм детям необходимы такие качества, как внимание, упорство, настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует использовать доступные для детей приемы. Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

5. Не наказывайте заданием.

Ни в коем случае не следует наказывать детей заданием. Процесс должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает нравственное воспитание детей в младшем возрасте?

Дети получившие правильное воспитание растут самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества.

Автор:  Подчасова И.И.
Источник: