Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок, поэзий и загадок

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок, поэзий и загадок

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами…»

В. А. Сухомлинский.

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием нравственных качеств у дошкольника.

 Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка, чтобы ребенок как можно раньше усвоил нравственные понятия и человеческие ценности - гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным. Зная возрастные особенности дошкольников известно, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Детский сад - это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт, ребенок осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.

На плечи воспитателя ложится огромная задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки) одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

Они удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, лёгкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

К.Д. Ушинский подчёркивал, что «Литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, частушки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Они своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам нравственного воспитания и развития ребёнка»

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со стихами, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Ребенок, проговаривая, импровизируя сказки, стихи, оперирует такими понятиями, как - «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой. Устное народное творчество по своей сущности вполне отвечает природе маленького ребенка, близко его мышлению, представлению. «Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца» Все виды устного народного творчества расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, мышление ребенка, обогащает его эмоции, дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Благодаря сказке, потешкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Устное народное творчество - это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ, благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле. Перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки, потешки, загадки - созданные в давние времена, живут до сих пор, увлекают детей и содержанием, и художественной формой. Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Являются незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности. Цель ДОУ: Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи ДОУ:

  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
  • Побуждать у детей интерес к сказкам, научить понимать смысл сказок.
  • На примере сказок формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев «хорошо или плохо, можно или нельзя», учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь детям стать менее застенчивыми, не боясь, выбирать любую роль.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания - литература для детей, стихи, загадки, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. В своей работе, наряду со всеми выше перечисленными жанрами, наиболее активно мы используем загадки. Почему именно этот жанр привлекает внимание? Слово «загадка» на древне - русском языке «гадать» означает «думать», «размышлять»

Отгадывание загадки предполагает наличие у детей знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира.

  • Загадки - полезное упражнение для детского ума. Мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего-либо.
  • Но при всей сложности загадок, отгадывание это игра, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа, возможность пофантазировать. Поэтому это один из любимых жанров детей.
  • Загадки мы используем на занятиях, во время наблюдений на прогулках, во время проведения подвижных игр. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это расширяет кругозор, развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
  • Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности. Ещё в древние времена старшие устраивали специальные вечера, где старались проверить знания, наблюдательность и сообразительность младших. В этом им помогали загадки. Эта традиция дошла и до наших дней. Мы также предлагаем детям весёлые загадки отгадать, да смекалку показать!

Мир загадок разнообразен. Основные принципы, по которым можно использовать это возрастной и тематический. Образовательный материал, с которым мы знакомим детей в течение года, распределён по темам недели. В соответствии с этими темами мы и подбираем загадки, учитывая возрастные возможности детей. Загадка, как средство развития и воспитания - уникальна! Ей есть место во всех видах детской деятельности, как элемент активизации мыслительных процессов детей, как элемент развития интереса в процессе познания.

Загадка может быть:

  • интригующим началом деятельности; например, Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она - большущий шар. (Эта загадка дала почву для размышления о нашей планете Земля)
  • как провокация к исследованию; например, На дворе горой, а в избе водой (дальнейшая деятельность - опыты со снегом)
  • как дополнительная информация к уже знакомой; например, В лесу родился, в лесу вырос. А в дом пришёл. Всех к себе собрал (последовал познавательный материал « Откуда к нам стол пришёл?»)
  • и в завершении, как проверка полученных знаний; например, (в заключение познавательной деятельности о здоровье, здоровом образе жизни): А теперь такой вопрос: Что за мышечный насос, в нашем теле кровь качает, никогда не отдыхает? (Сердце)
  • Другой аспект применения этого жанра с помощью загадки поддерживаю интерес в процессе режимных моментов «Мальчик Саша с утра бодр, ему не хочется в кроватку. Чтоб здоровым быть всегда с утра он делает…(зарядку)»
  • Во время физического развития можно отгадать загадку и узнать подвижную игру, в которую мы сейчас будем играть, либо во время физкультминутки дети показывают движениями отгадки (медведь, гусь, белка, цапля и другие) Ответы к загадкам дети не только изображают движениями. Рисуют, лепят, делают аппликацию и оригами. Такой вид деятельности как наблюдение - кладезь для использования загадок. У детей не только расширяется представление о родном крае и его природе, но и обогащается словарь эпитетами, сравнениями, они слышат красоту родного языка. Ну и конечно загадка, как самостоятельная игра, которая учит детей размышлять, устанавливать взаимосвязь предметов и явлений. Особенно актуально звучит загадка в темах о нравственно- патриотического воспитания дошкольника, на темы: Мой дом, моя улица, мой город, моя страна, моя малая родина, моя большая родина, моя планета. Загадки помогают расширять представления детей о родах войск, о предметах военного быта, о преемственности поколений. Например, подрасту, и вслед за братом, тоже буду я солдатом. Буду помогать ему, охранять свою…(страну) Надо отметить, что каждая тематическая неделя годового плана нашего детского сада созвучна с задачами воспитания нравственных качеств у детей: Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, скромным, смелым, трудолюбивым, ответственным. Воспитывать любовь к русской природе, русским традициям, уважение к истории народа. Воспитывать гордость за свой народ.
  • В соответствии с тематическим планом, знакомим детей с традициями и обычаями русского народа, с народным творчеством, народными промыслами. В заключении хочется сказать, что под влиянием сказок, стихов, загадок у детей повысится познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера, обогащается речь, нравственные представления, что способствует формированию личности. Всё это важно для воспитания нравственных качеств у ребёнка.
Автор:  Ермилова О.Н.
Источник: