Позанимайтесь с детьми дома

Позанимайтесь с детьми дома

Позанимайтесь с детьми дома

ТЕМА «Растения»

Игра «В лесу»

Рассмотрите с ребенком картинки и прочитайте стихотворение, показывая  называемые предметы. За­тем  несколько раз повторите его вместе с ребенком до за­учивания.

В лесу растут растения:

Ягоды, грибы.

Разные деревья,

Травка и кусты.

Игра «Что растет в лесу?»

Рассмотрите с ребенком картинки и расска­жите: «Это лес. Тут много разных растений. Вот растут деревья: береза, елка, дуб. На березе — листочки и на дубе листочки. А на елке — иголки и шишки. А еще в лесу рас­тут грибы, ягоды, цветы, кусты. Деревья высокие, а кусты низкие. По листочкам ползают букашки. Рядом летают бабочки и птички».

Затем  повторите рассказ, вызывая речевую актив­ность ребенка.

Речевая подвижная игра «В лес с ребятами идем»

В эту игру можно поиграть, шагая по дороге.  Повторите упражнение вместе с ребенком до заучивания.

В лес с ребятами идем.

Что же мы в лесу найдем?

Мы найдем листочки,

Мы найдем кусточки,

Мы найдем цветочки,

Мы найдем грибочки

 

Игра «Ковер из цветов»

Предложите ребенку сделать ковер из цветов. Для этого нарисуйте на бумаге разные цветы, раскрасьте их разными цветными карандашами и вырежьте их. Затем положите  на стол лист бумаги, а малышу дайте бумажные цветы.

«Посередине ковра у нас будет красный цветок», - говорит взрослый. Ребенок находит красный цветок и кладет его на сере­дину листа  (при необходимости помогайте ребенку).

 «С одной стороны будет много белых цветов, а с другой стороны - ни одного цветка. (Ребенок выполняет инструкцию.) Сколько цветов с этой стороны? (Покажите туда, где много цветов.) А с этой? (От­веты ребенка.) Вверху у нас желтый цветок и еще один желтый цветок (ребенок выполняют инструкцию) - два желтых цветка. Внизу у нас синий цветок и еще один синий цветок - два синих цветка. Красивый получился ковер».

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Профессии»

 

Игра «Кто работает?»

 Коротко рассказать детям о человеке каждой профессии. Затем предложить малы­шам повторить эти рассказы.

  Это врач, он лечит людей, чтобы они не болели.

  Это дворник, он подметает двор, чтобы было чисто.

  Это продавец, он продает продукты, чтобы люди кушали.

  Это строитель, он строит дома, чтобы в них жили люди.

  Это учитель, он учит детей, чтобы они были умными. И так далее.

 

Игра «Кому что нужно?»

Показать ребенку картинки с изображением пред­метов труда и выяснить их названия. Затем по очереди по­казать картинки с изображением людей разных профес­сий и спросить, кому какой нужен предмет, например: «Кому нужна машина?» Ребенок отвечает: «Машина нужна шоферу» — и кладет машину рядом с нужной картинкой. И так далее.

Лопата нужна дворнику.

Книга нужна учителю.

Хлеб нужен продавцу.

Градусник нужен врачу.

Самолет нужен летчику.

Молоток нужен строителю.

 

Игра «Мы построили дом»

 Рассказать детям о профессии строителя. За­тем дать малышу геометрические фигуры и предложить построить дом для кукол. Взять большой квадрат и назвать фигуру: «Вот большой квадрат, это стена». Ребенок бе­рет названную фигуру и кладет ее перед собой. «Вот малень­кий квадрат, это окошко», — продолжает взрослый. Ребенок кладет маленький квадрат на большой. Затем присоединяют­ся крыша и труба: «Вот треугольник, это крыша. Вот прямо­угольник, это труба для дыма».

Взрослый предлагает  еще раз назвать части дома.

Затем взрослый показывает кукол и сообщает ребенку, что им очень понравился домик и они будут в нем жить:

Мы построили дом,

Будут жить куклы в нем,

Будут жить-поживать

И с детишками играть.

 

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Продукты питания»

Игра «На продукты посмотри

 На столе продукты питания (или картинки с их изображением), несколько раз произнесите четверостишие:

Раз-два-три, раз-два-три,

На продукты посмотри.

Их купили в магазине,

Принесли мы их в корзине.

Затем  показать какой-нибудь продукт и спросить, как он называется.

 Игра «Съедобное — несъедобное»

Разложить вперемешку продукты питания и предметы, которые нельзя есть. Указать на каждый предмет и спросить, можно его есть или нет. Ребенок отвечает. При необходимости  помочь детям.

Игра «Что купила мама?»

Мама пришла из магазина и принесла очень вкусные про­дукты. Предложить малышу посмотреть, что же в сум­ке у мамы. Ребенок называет продукты.

Затем  прочитать стихотворение (несколько раз), по­буждая малыша к совместному проговариванию текста. По возможности стихотворение заучивается наизусть.

К нам пришла Марина,

Пришла из магазина.

Долго шла-шла-шла

И продукты принесла:

Вот кефир и зефир,

Вот конфета и котлета,

Мармелад и шоколад,

Апельсин и мандарин.

Чтение без наглядного сопровождения

 

Ай, качи-качи-качи.

Глянь — баранки, калачи.

Глянь — баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Бара-а-а-ночки.

 

Кто скорее допьет

Мама чашку молока

Маше налила.

«Мяу,— киска говорит,—

Вот я и пришла».

Киске в миску

Отольем —

Веселее пить вдвоем.

Ну-ка,

Кто скорей допьет,

Кто ни капли не прольет?

С. Капутикян

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА  «Посуда»

 

Наглядный материал. Посуда: вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце; таз.

Игра «Мы посуду называем»

 Предложите де­тям назвать посуду. Затем несколько раз проговорите риф­мовку, побуждая детей к повторению.

 

Мы с посудою играем,

Мы посуду называем:

Вот вилка, вот ложка,

Вот нож, вот поварешка,

 

Вот крышка, вот тарелка,

Вот стакан, а в нем салфетка;

Вот чашка, вот блюдце... 

Осторожно, они бьются.

        

Уточните, что вилка, ложка, нож, полов­ник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце — это посуда, что она нужна для еды и приготовления пищи.

 

Игра «Соберем посуду»

 Объясните детям, что после еды посуду нуж­но убирать со стола.  Предложите малышам в тазик собрать со стола посуду:

                                                   Маша, вилку возьми

                                                   И в тазик положи.

                                                   Ваня ложку возьми

                                                   И в тазик положи.

 

                          

  Чтение без наглядного сопровождения

                                                Федорино горе

 

И кастрюля на бегу                                         Закричала утюгу: 

«Я бегу, бегу, бегу, 

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! 

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь! — натыкаются,

И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.                                                                                                     К. Чуковский

       

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Насекомые»

 

Игра «Кто машет крылышками?»

Покажите ребенку картинку с изображением насекомого и расскажите: «Я вам муху покажу и про муху расскажу: вот туловище, вот головка, вот крылышки, вот лапки. Муха ле­тает, крылышками машет».

Таким образом  расскажите и о других насекомых, побуждая ребенка к совместному комментированию.

 

Игра «Я на дереве сижу»

 «Посадите» жука на дерево (используйте картинку или игрушку) и говорит:

Я на дереве сижу

И на деток я гляжу,

Я жужжу, я жужжу: —

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Затем рассмотрите  жука и выясните, из каких частей он состоит: «У жука есть спинка (голова, крылышки, лапки, усики)».

Далее попросите пока­зать ту или иную часть тела жука:

На жука погляди

И спинку найди.

На жука погляди

И головку найди.

Затем попросите ребенка назвать эти части, показывая на них рукой.

 

Речевая подвижная игра «Бабочка»

Нарисуйте вместе с ребенком на бумаге цветы и бабочки, вырежьте их, затем разложите на столе бумажные цветы, а ребенку дайте бабочку и прочитайте стихотворение:

Вот летает бабочка

Желтая, как лампочка,

Крылышками машет,

Нам цветок укажет.

Пока  читаете стихотворение, ребенок ходит с бабочкой по комнате. На последние строчки четверостишия он са­жает бабочку на цветок. Затем игра повторяется с другой бабочкой, попросите ребенка помочь повто­рить стихотворение вместе с вами.

Прочитайте детям

Я за бабочкой бегу

И сачком ее ловлю.

Я бежал, бежал, бежал

И на травку упал.

 

Я на травку упал

И жука увидал

Я лежу, лежу, лежу,

На жука гляжу, гляжу.

Л. Смирнова

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Мебель»

 

Игра «Положи игрушку»

Игра проводится в квартире. Расскажите детям о мебели и ее назначении. Затем,  об­ращаясь к  ребенку, попросите его

Ты нам куклу покажи

И на стол положи.

 

Ты нам кубик покажи

И под стол положи.

 

Ты нам зайку покажи

И на стульчик положи.

 

Ты нам мячик покажи

И под стульчик положи.

 

Ты нам мишку покажи

И на шкафчик положи.

 

Ты нам машинку покажи

И под шкафчик положи.

 

Когда малыш выполнит задания, выясните, где ле­жат игрушки.

Игра «Где лежат игрушки?»

 Заранее разложите игрушки в комнате. Затем сообщите ребенку, что прибегал Петрушка и принес игрушки.  Предложите малышу рассказать, где нахо­дятся игрушки, правильно используя глаголы сидит, лежит, стоит.

Кукла сидит на кроватке.

Гармошка лежит на диване.

Кубик стоит на столе.

Зайка сидит на стуле.

Мячик лежит на стуле.

 

Матрешка стоит на тумбочке.

Мишка сидит на диване.

Собачка лежит на кровати.

Пирамидка стоит на полке.

 

Речевая подвижная игра «Играем со стульчиками»

 Произнесите четверостишия, а ребенок выполня­ет соответствующие движения: прикасается к спинкам, нож­кам, сиденьям стульчика. Затем повторите игру, по­буждая малыша к проговариванию текста.

Сели на стульчики — встали,

Спинки руками достали.

Сели на стульчики — встали,

Ножки руками достали.

Сели на стульчики — встали,

Сиденья руками достали

Игра «Куда положим вещи?»

  Возьмите ка­кой-нибудь предмет одежды, например, шарф и положите его в шкаф, комментируя свои действия и голосом выделяя предлоги: «Шарф кладем в шкаф». Ребенок повторяет пред­ложение. Таким образом раскладываются все предметы одежды. Шапку кладем на шкаф. Туфли ставим под шкаф. Кофту кладем в шкаф. Колготки кладем в шкаф. Тапочки ставим под шкаф. И так далее. С целью закрепления речевого материала игру рекоменду­ется проводить ежедневно.

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Лето»

 

Игра «Лето к нам пришло»

Рассмотрите  картинку и расскажите детям о лете: «Наступило лето. Стало жарко. Выросли травка, цветы. Деревья стали зелеными. В лесу много грибов и ягод. Лета­ют бабочки, жуки. Поют птички. Дети купаются в реке и за­горают на солнце. Хорошо летом!»

Затем  повторите рассказ еще раз, побуждая детей к повторению.

 

Игра «Летние забавы»

Расскажите ребенку о том, что летом мож­но загорать, купаться в реке, кататься на велосипеде, хо­дить за грибами и т. д. Затем  спросите, что они будут делать летом. При составлении предложений  окажите ма­лышу помощь (используя картинки).

Мы будем качаться на качелях.

Мы будем кататься на самокате.

Мы будем кататься на велосипеде.

Мы будем играть в песочнице.

Мы будем купаться в речке.

Мы будем ловить сачком бабочек.

Мы будем ходить в лес за грибами.

Мы будем играть с мячом.

Мы будем собирать цветы.

Упражнение проводится несколько раз.

 

Игра «Сколько цветочков?»

 Дайте ребенку, папе, маме, бабушке цветы (кому один, кому два, ко­му много, кому ни одного) и предложите сосчитать их.

У Тани — один цветочек.

У мамы— два цветочка.

У папы — много цветочков.

А у бабушке — ни одного цветочка.

 

Прочитайте детям

Солнышко

Солнышко, солнышко,

Теплое солнышко,

Загляни в окошко,

Согрей нашу кошку.

Солнышко, посвети,

К деткам в гости приди.

 

Солнышко, грей, грей,

Ты тепла не жалей.

Солнышко, покажись,

Нашим деткам улыбнись.

Будут детки плясать,

Веселиться, играть.

Л. Смирнова

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Дикие животные»

 

Игра «Кто живет в лесу?»

Рассмотрите с ребенком картинки диких животных (лиса, волк, медведь, заяц) и с выра­жением 3 раза произнесите рифмованную миниатюру, подклю­чая ребенка к совместному проговариванию.

Раз-два-три, раз-два-три,

На животных посмотри:

Волк, лиса, медведь и зайка,

Ты попробуй их поймай-ка,

Все они в лесу живут,

Они быстро убегут.

Затем попросите ребенка найти в игровом уголке животных, которые изображены на картинках. Затем вместе с малышом  рассмотрите животных, отмечая их сходст­ва и отличия.

 

Игра «Что делают звери?»

Возьмите игрушку, выполните с ней различные дей­ствия и прокомментируйте, например: «Мишка сидит, мишка сто­ит, мишка бежит». Затем это предложение повторите вместе с ребенком. «Зайка лежит, зайка сидит, зайка стучит. Волк стоит, волк кусает, волк играет». И так далее.

 

Игра «Кто прибежал из леса?»

 Сообщите ребенку, что к вам в гости из леса пришли разные животные. Покажите картин­ку с изображением какого-либо животного и дважды произ­несите предложение, побуждая малыша к повторению.

Медведь прибежал из леса.

Лиса прибежала из леса.

Волк прибежал из леса.

Заяц прибежал из леса.

Ежик прибежал из леса.

Далее  сообщите ребенку, что медведь, лиса, волк, заяц и еж - это животные.  «Медведь любит реветь. Лисичка - рыжая сестричка. Волк - зубами щелк. Зайчик - побегайчик. Ежик - острый, как ножик».

 

Игра «Поставь возле»

 Расставьте на столе игрушки и обратитесь к ребенку с просьбой: «Маша, поставь зайчика возле медведя. Маша, поставь ежика возле лисички...»

Малыш выполняет просьбу  и по возможности комментируют свои действия: «Я поставила зайчика возле мед­ведя. Я поставил ежика возле лисички...»

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Домашние животные»

 

Игра «Песенки животных»

 Покажите детям игрушки или картинки (кошку, козу, корову, лошадь). С помощью рифмовок  познакомте малышей с каждым животным, побуждая их к повторению звукоподражаний.

Кошечка идет, песенку поет:

- Мяу-мяу, мышку я поймаю.

Козочка идет, песенку поет

- Ме-е, ме-е, дайте травку мне.

Коровка идет, песенку поет

- Му-у, му-у, молока кому?

Лошадка идет, песенку поет

И-го-го, и-го-го, возить грузы нелегко

 

  Скажите детям, что кошка, коза, корова, лошадь – домашние животные, которые живут с человеком и приносят ему пользу.

  Вместе с детьми  рассмотрите животных, выделяя их внешние признаки.  Еще раз выясните у малышей, какие «песенки поют» кошка, коза, корова, лошадь.

 

Игра «Куда прыгнула собака»

 

 Покажите детям собаку (картинку или игрушку) и сообщите, что она очень любит играть и прыгать. Покажите ребенку, как прыгает собачка, и спросите: «Куда прыгнула собачка?» Ребенок отвечает: «Собачка прыгнула в коробку (ящик, машину, корзину, сумку, шкаф, коляску…)»

 

 

Почитайте детям

 

Коза

(потешка)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая –

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает,

Забодает, забодает.

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Домашние предметы быта»

 

Игра «Что есть дома?»

Поочередно показать детям предметы до­машнего обихода или картинки и спросить: «Что есть до­ма?» Дети отвечают: «Дома есть те­лефон (зеркало, утюг...)».

 

Игра «Я ходил и положил»

Родители раскладывают на столе предметы домашнего обихода, затем берут один из них и произносят двустишие:

Я с расческой ходил

И на стол положил.

Ребенок подходит к столу и выполняет аналогич­ные действия:

Я с ключами ходил

И на стол положил.

 

Игра «Кому что нужно?»

Родители раскладывают на столе предметы домашне­го обихода или картинки с их изображением и предлагают ребенку выбрать понравившиеся. Малыш  под­ходит к столу, берет какой-либо предмет и показывает его родителям, а родители спрашивают: «Что нужно Тане (Лене, Сереже...)?». Ребенок отвечает: «Тане (Ле­не, Сереже...) нужен (нужна) носовой платок (зубная щет­ка, утюг, расческа, стакан, зубная паста, телефон, телеви­зор, тарелка...)».

 

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

Взрослые раскладывают на столе предметы домашнего оби­хода и произносят четверостишие (2-3 раза). Затем  ребенок повторяет упражнение, но другими предметами.

Я иду, иду, иду,

Я к расческе подойду,

Я расческу возьму

И вверх подниму.

 

Игра «Спрячь картинку»

 Показать детям картинку с изображением какого-либо предмета  и спрятать за спину:

Я возьму картинку

И спрячу за спинку.

 

«Что я спрятала за спинку?» Ребенок называет предмет. Взрослый выясняет у малыша, для чего нужен этот предмет.

 

Чтение без наглядного сопровождения

«Мойдодыр».  К. Чуковский.

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Домашние животные и их детеныши»

 

Игра «На картинки мы глядим»

 У детей картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Предложите детям назвать их.  Обратите внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детеныши. Малыши повторяют вслед за вами каждое предложение. Упражнение проводится 2—3 раза.

                                 Мы на стульчиках сидим,

                                 На картинки мы глядим,

                                 Вот кошка с котятами,

                                 Вот корова с телятами,

                                 Вот коза с козлятами,

                                 Вот свинья с поросятами,

                                 Вот лошадь с жеребятами.

Игра «Кто где?»

 Используются картинки из предыдущего упражне­ния. Попросите детей показать, где на картинке взрослое жи­вотное, а где детеныш: «Где кошка? А где котята? (Дети пока­зывают.) Кошка взрослая, а котята—детеныши. (Дети повторяют предложение.) Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята — детеныши…

 

Игра «Кто с кем живет?»

 Покажите детям картинку (например, с изоб­ражением кошки), спросите, какое животное на ней нари­совано, а затем выясните: «С кем живет кошка?» Ребенок  долж­ен ответить: «Кошка живет с котятами». И так далее.

 

Игра «Большой — маленький»

 По очереди покажите детям картинки и проком­ментируйте. «Кошка большая, а котенок маленький. Корова большая, а теленок маленький. Коза большая, а козленок ма­ленький...» Малыши повторяют предложения.

 

ПОВТОРИТЕ С ДЕТЬМИ

 

Мы котята

                                Мы котята, мы идем, мы идем, мы идем.

                                И на ножки мы встаем, мы встаем, мы встаем.

                                Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.

                                Лапками мы топаем, топаем, топаем.

                                Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.

                                Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

 

 

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ ДОМА

ТЕМА «Весна»

Поиграйте с детьми в игру «Вот пришла весна»

 Прочитайте ребенку стихотворение и в соответствии с его содержанием нарисуйте картинки. Затем проговорите его еще 2—3 раза, побуждая ребенка к по­вторению.

Вот пришла весна, весна.

Очень теплая она.

Солнышко печет, печет.

Травушка растет, растет.

Тает снег, ручьи бегут.

Одуванчики растут.

Насекомые ползут.

Птички песенки поют.

 Речевая подвижная игра «Пройди по лужам»

Расскажите детям о том, что весной тает снег и появляются лужи (разложите на полу бумажные силуэ­ты луж). Предложите малышу походить по лужам:

Ты на лужи погляди

И по лужам пройди.

Малыш шагает по лужам и произносит рифмовку.

 Побеседуйте с детьми: «Что бывает весной?»

 «Наконец-то наступила весна. На небе све­тит солнышко. Тает снег. На деревьях появляются листочки. На земле зеленеет травка. Вылезают жучки.  Птички строят себе гнездышки. Хорошо весной!»

 Повторите рассказ несколько раз, побуждая детей к совместному проговариванию.

Поиграйте  в игру «В гости к нам пришла весна»

Прочитайте ребенку стихотворение и в такт ему выполните различные движения вместе с ребенком (поднимите руки вверх, присядьте, потан­цуйте).

В гости к нам пришла весна.

Очень теплая она.

Солнце светит, солнце греет.

Всюду травка зеленеет.

Прочитайте детям

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Про щебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

А. Плещеев

 


Автор:  Власьевнина Т.В.
Источник: