Потешки для развития речи

Потешки для развития речи

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

«Потешки в развитии
речи детей 2-3 лет»

Наблюдение

  1. Наблюдение за солнцем.

Светит ярко, на улице тепло: цветут цветы, все люди ходят в легкой одежде.

Пришло лето. Стало тепло. Солнце греет горячо. Предложить протянуть руки к солнышку,

зажмурить глаза, почувствовать, как греет солнышко. Обратить внимание, что солнышко

круглое, желтое (красное) как колобок. Оно согревает землю. Предложить потрогать

песок, скамейку, какие они теплые. Солнышко гуляет по небу. Оно желтое, красное

круглое. Оно высоко. Вечером солнышко ложится спать.

«Солнышко-ведерышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!»

  1. Наблюдение за небом и облаками.

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака

движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть

облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Определить, какие

облака на небе в день прогулки.

«Облака, Белогривые лошадки,

Облака,

Что вы мчитесь без оглядки?»

  1. Наблюдение за дождем, грозой и радугой.

Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по

окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя

показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на

солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь?

Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень.

Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи.

Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет.

Вспыхивает молния, гремит гром.

«Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.»

  1. Наблюдение за птицами.

Отметить, что летом много птиц, они поют разными голосами, хлопочут о птенцах. В

начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах

или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно

кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем

заняты грачи, скворцы. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом

насекомыми.

«Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.»

  1. Наблюдение за муравьями.

Расширять знания детей о насекомых; показать муравьев, отметить их поведение;

воспитывать бережное отношение к насекомым. Показать детям муравейник и рассказать

о большой дружной семье, которая там живет.

«Муравей, муравей,

Ты себя пожалей,

Отдохни немножко,

Отойди с дорожки,

По дорожке мы пройдем

Тебе шишек принесем,

Веточек, иголок

Выпросим у елок.»

  1. Наблюдение за бабочками.

Расширять представления о насекомых; учить отличать бабочку, видеть её красоту;

воспитывать бережное отношение к бабочкам. Показать детям бабочку, сидящую на

цветке; побеседовать о том, почему нельзя ловить бабочек.

«Бабочка – красавица

В разноцветном платьице

По цветам порхает,

Нектарчик собирает.»

  1. Наблюдение за деревьями.

Закрепить название «дерево». Деревья бывают большие, маленькие. У дерева есть ствол,

веточки, листочки. Рассмотреть, что деревьев много: они высокие, низкие. Они качаются

от ветра. Обратить внимание детей на листочки на деревьях. Их много. Они шелестят на

ветру. Предложить потрогать, понюхать. Показать детям, что деревья бывают разные: с

листочками и с иголками, они зеленые. Обобщить знания о деревьях: они бывают большие

и маленькие. У них есть ствол, ветви, листочки.

«Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.»

  1. Наблюдение за кустами.

Посмотреть какие красивые, но их рвать нельзя, им будет больно, они тоже живые. Им

нужен дождик чтоб пить и расти, давать плоды. Рассмотреть солнечную полянку,

посмотреть, как красиво солнышко светит на травку, растениям нужно солнышко, чтоб не

терять цвет.

«На сиреневой аллее

Есть сиреневый фонарь.

У фонарика – звоночек,

А в звонок звенит звонарь –

Самый сказочный, загадочный

Сиреневый звонарь,

И цветут под звон сирени

И аллея, и фонарь.»

  1. Наблюдение за цветами.

Развивать желание любоваться цветущими растениями; учить различать некоторые

цветы по форме и цвету (ромашка, ноготки); воспитывать желание беречь цветы.

«Расцвели ромашки

На лесной опушке,

Белые рубашки,

Жёлтые макушки.»

  1. Наблюдение за божьей коровкой.

Про какого жучка мы с вами сегодня будем говорить? Сколько черных точек на спине

жучка? Божья коровка поедает вредных насекомых. Спинка в веснушках, ах как неловко и

покраснела божья коровка.

«Божья коровка улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.»

  1. Наблюдение за водой.

Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную

температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все

видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке,

озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает

разбрызганная по асфальту вода.

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

  1. Наблюдения в огороде.

 Посмотреть, что посажено в огороде, дать представления о некоторых овощах. Полив

огородных растений – воспитывать желание помогать.

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту режем, режем!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту жмем, жмем!

Мы морковку трем, трем!»

 


Автор:  Андреева Н.П.